Самый большой поднос в России

В 2014 году мастера уральского филиала Строгановской академии создали уникальный поднос–панно «Нижний Тагил – родина российского расписного подноса».

В августе 2015 года этот поднос внесен в Книгу рекордов России, как самый большой поднос в нашей стране. Его размер - 146х203,5 см.

В конце 2014 года на главной выставке года в области народного искусства «Ладья. Зимняя сказка» (г. Москва) тагильский поднос–гигант был признан сувениром года.

В конце 2014 года на XVII выставке-ярмарке художественных промыслов России в «Ладья. Зимняя сказка» (г. Москва) тагильский поднос–гигант был признан сувениром года и получил диплом победителя в номинации «Лучшие образцы изделий, разработанные к выставке «Ладья».

Руководителем проекта создания уникального артефакта стала директор Уральского филиала «МГХПА им. С.Г. Строганова» Л.А. Павленко.

Прямоугольная форма подноса с просечным бортиком полностью отражает традиции XVIII века. Но выполнена она с использованием современных технологий инженерами ОАО «ЕВРАЗ НТМК». Техническое руководство проектом осуществлял исполнительный директор АНО Учебно-производственный центр «Художественные промыслы Урала» Г.П. Бабин.

Роспись была доверена четырем художникам-профессионалам, за плечами каждого из них солидный опыт, участие в престижных выставках, награды и признание – это преподаватели и мастера Уральского филиала «МГХПА им. С.Г. Строганова» А.Т. Сидорова, С. Н. Попова, Е. В. Камаева, Л. М. Новикова.

В основу сюжета изображения на подносе-панно легла фотография конца XIX века из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» - вид центральной части посёлка Нижнетагильского завода с Лисьей горы.

Вот каким увидел заводской поселок Нижнетагильск знаменитый уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в 1890 году:

«Когда поезд уральской железной дороги подходит к станции Тагил, перед нами развертывается единственная в своем роде картина громадного завода, раскинувшегося по течению р. Тагил на несколько верст. Вы видите массу построек, белеющие церкви, и все это замыкается фоном из синеющих гор. Небывалый в этих местностях человек испытывает недоумение, что это такое; как будто город и как будто не город… Расейские фабричные пункты, с другой стороны, поражают роковой комбинацией чисто фабричной бедности с фабричным великолепием. Ничего подобного не чувствовалось здесь, в этой широкой картине лучшего горного завода на Урале. Общий вид производит впечатление чего-то непривычно-бойкого, подтянутого, чистенького и бодрого, где жизнь бьет ключом…»

Панорама исторического центра подтверждает описания певца Урала: великолепный административно-усадебный ансамбль главного управления Нижнетагильского горнозаводского округа Демидовых (1830-е гг.), пруд, заводские строения, Нижние и Верхние провиантские склады (кон. XVIII – нач. XIX вв., купола и шпиль Входо-Иерусалимского собора (1777 г.). В настоящее время многие здания, запечатленные на фото и впоследствии изображенные на подносе, сохранились. Поэтому увлекательно находить их на подносе, и рассматривать строения, которые не дошли до наших дней.

Сейчас самый большой поднос входит в коллекцию Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Увидеть его можно в историко-краеведческом музее (пр. Ленина, 1)

Информация и фото предоставлены Нижнетагильским музеем-заповедником «Горнозаводской Урал»