Тагильский малахит

По указанию управляющего Меднорудянского рудника Ф.И. Швецова и под его контролем была заложена и велась проходка шахты «Надежная» - самой знаменитой шахты рудника, в которой в 1831 году произошла первая встреча крупных кусков поделочного малахита. А в июне 1835 года  на глубине 36 сажени (ок.77 м) под руслом реки Рудянки была встречена залежь малахита огромных размеров. По мере обнажения она все более и более поражала  своей величиной. Общий вес обнаруженного малахита составил около 260 т. Чтобы увидеть это чудо в 1837 году в шахту спускался 19-летний великий князь Александр Николаевич, впоследствии император Александр II.

Огромную залежь почти девять лет освобождали от толщи породы, не дробя и не разбирая. Вместе с подстилающей жилой длиной 25,5 м  общий вес малахита этой кладовой составил порядка 480 тонн, в том числе монолит без трещин и включений пустой породы в 40 тонн. Разработка его продолжалась с 1844 до 1856 года.

В науке эта залежь получила название  «меднорудянский феномен». Подробное описание глыбы и самого месторождения оставили многие ученые и путешественники, посетившие в это время Нижнетагильск: русские геологи Г. Е. Щуровский, П. В. Еремеев, Н. И. Кокшаров, Н. П. Барбот де Марни.

По архивным данным за сто лет действия рудника  было добыто 1 000 тонн.

Благодаря меднорудянскому малахиту в русской культуре возникло такое явление как «Русская мозаика». Это техника в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. Пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту камня и отличается от флорентийской мозаики тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на сферических, цилиндрических поверхностях. Русская мозаика нашла широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений (колонны, камины, чаши).

Меднорудянский малахит  обеспечил русской культуре камня  целую эпоху в камнерезном деле.  Малахитовая гостиная  Зимнего дворца, малахитовое убранство Исаакиевского собора, Большого Кремлевского дворца – архитектурные шедевры XIX века, в украшении которых использовался тагильский малахит.

 Настоящим триумфом русского малахита стала экспозиция Нижнетагильских заводов на Первой Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, где были представлены и предметы, выполненные мастерами малахитовой фабрики Демидовых в Санкт-Петербурге.

В Нижнетагильском музее-заповеднике хранится Большая медаль и свидетельство  Всемирной выставки. В нем значится «Сим удостоверяется, что члены  Ее Величества комиссии присяжных по награждению преподнесли  Медаль Совета господам Демидовым за малахит, переработанный в различные предметы мебели и украшения».

В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» экспонируются памятники малахитовой эпохи XIX века, в частности дарохранительница в виде грота, склеенного из множества малахитовых почек, украшенная фарфоровой звездицей, выполнена мастерами Демидовской малахитовой фабрики в Санкт-Петербурге. В.Б. Семенов в книге «Малахит» на основании архивных документов утверждает, что дарохранительница выполнена  на Демидовской фабрике примерно в 1852 году для продажи на Нижегородской ярмарке 1853 года, но из-за высокой цены не нашла покупателя и была отправлена в Выйско-Никольскую церковь в Нижнетагильск.

Об уникальности Меднорудянского месторождения также свидетельствует богатая коллекция образцов его минералов, хранящаяся в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», среди которых две глыбы малахита весом в 300 и 500 кг.

Информация и фото предоставлены Нижнетагильским музеем-заповедником «Горнозаводской Урал»

Фото: Тимофей Дубинин